Артикуляционные упражнения для звука «Л»

1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) «Сдуй ватку». ЦЕЛЬ:  выработка направленной воздушной струи.

б) «Пропеллер»— губы сближены, струя воздуха направлена через узкующель. Ребенок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону;

в) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». ЦЕЛЬ: выработка сильной воздушной струи.

 2. Упражнения для губ:

а) широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы открыты на ширину 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так на счет 3, 5, 10. Закрыть рот;

б) «Покажи зубки»— губы в улыбке, видны верхние и нижние резцы;

в) Произносить «ы-а»-оскал- широко открыть рот , облизать верхнюю и нижнюю губу;

г) Облизать зубы спереди, сзади, губы в улыбке;

 
3.    Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язычок», , «Вкусное варенье». ЦЕЛЬ: подъем кончика языка кверху;

б) «Пароход»-язык между зубами, произносить «ы-ы-ы»;

в) «Индюк», «Болтушка», «Качели», «Приклей конфетку»;

г)Пощелкать кончиком языка, пощелкать кончиком языка беззвучно.

д) «Чашечка»— язык высунуть, кончик языка поднять вверх. ЦЕЛЬ — подъем кончика языка вверх;

е) «Дразнилка»— зубы на расстоянии ширины пальца, ребенок показывает язык, оттягивает его вглубь рта. Упражнение вначале выполняется беззвучно, затем голосом.

 
Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

—        «Чашечка»: рот широко открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 сек.

—        «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

—        «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 сек.

—        «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

—        «Качели»: рот открыт. Напряженным языком  попеременно тянуть сначала к носу, затем к подбородку.

—        «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

—        «Лошадка»: присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

—        «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой), верхнюю губу и язык убрать вглубь рта.

—        «Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося (т-т-т-т-т-т-т-т), (д-д-д-д-д-д-д-д), постепенно убыстрять темп.

—        «Фокус»: рот приоткрыть. Язык форме «чашечки», высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.

Не менее важным направлением. Влияющим на формирование правильного звукопроизношения, формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:

—        Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице- сделать выдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными  пальцами (5-6 раз).

—        Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем- через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

—        Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

—        При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

—        Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу»и «г-м-м-м».

—        Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос. (3-4 раза).

Во время выдоха широко раскрыть рот и , насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произносить звук (а-а-а). (5-6 раз).

Запись опубликована в рубрике Артикуляционная гимнастика, Страничка учителя-дефектолога. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.