Как вырастить здорового, счастливого ребёнка в соответствии с его темпераментом

Понятие темперамента.

Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.

 Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

В настоящее время выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.

Активность выражается в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности. Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической  деятельности, движениях и речи, а с другой — пассивность, инертность, медлительность,  вялость психической деятельности, движения и речи.

Второй показатель динамичности — эмоциональность — выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям). Также выделяют основные свойства темперамента: экстраверсия и интраверсия.

Экстраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений  и  действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности : он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.

Положительные стороны холерического темперамента — энергия, активность, страстность, инициативность, трудоспособность, целеустремлённость, возможность влиять на других, не выносят состояния бездействия. Не страшатся перегрузок.

Отрицательные же проявления — общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, нетерпеливость, конфликтность ,склонность к аффектам — бурным эмоциональным вспышкам, часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности, смене настроения, демонстрируют своё отношение к антипатичным людям, вызывающе ведут себя, если что- то угрожает их независимости, занимают внутреннюю позицию превосходства, привычку упрямиться, затруднения в переключении внимания.

Психолого- педагогические рекомендации
Удержание от чрезмерной траты энергии, учёт склонности к изменению своих решений и увлечений, учёт склонности к общению с новыми людьми, требование лучшей сосредоточенности внимания на собственных действиях, поддержание интереса к занятиям, такт и помощь в постановке перспективных целей, обеспечение поля деятельности, которое поглощало бы избыток сил и создавало бы обилие целей, подбор товарищей, логичное требование, частые беседы с целью дать возможность «выплеснуть эмоции.

Холерики плохо «уживаются» с меланхоликами и холериками, группируются с флегматиками и сангвиниками.

Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать настроение, отношение к предмету или к человеку .Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма,  не остаются без ближайшего друга, часто (мальчики) входят в состав нескольких групп одновременно, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться  легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей, не переносимость эмоциональных перегрузок.

Психолого- педагогические рекомендации
Учёт лёгкости приспособления к изменяющимся условиям и обстоятельствам, опора на предрасположенность к высокой переключаемости внимания, использование расположенности к лидерству коллективными действиями, учёт склонности к общению с новыми людьми.

Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность  может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро  сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно надолго, основательно и прочно.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется  и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты как уравновешенность, они в меру самолюбивы и самокритичны, с трудом заводят, но легко поддерживают знакомство, не участвуют в конфликтах, устойчивость, постоянство, надёжность, терпеливость, усидчивость.

Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как , неккомуникативность, позже всех созревают физиологически, не берут на себя миссию лидера, медлительность вялость, инертность, пассивность, лень, соц. инфантилизм — попадание под влияние более инициативных людей. Иногда у человека этого темперамента может развиться  безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.

Психолого-педагогические рекомендации повышенная ответственность за выполнением заданий, поощрение проявлений самостоятельности и активности. Опора на предрасположенность к спокойным и расчётливым действиям в «горячей обстановке, воздействие не только похвалой, но и порицанием, дополнительное стимулирование, побуждение к предварительному планированию своих действий.

Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители;  длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей  меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость  в новой обстановке.  В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, пессимизм. Такой человек чуждается коллектива, уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственные переживания. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве — музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

Психолого- педагогические рекомендации
Мягкое, тактичное, чуткое отношение, поддержание бодрого настроения. Внушение уверенности, помощь в принятии и исполнении ответственных решений, ободрение при неудачах, подбадривание, предпочтения воздействия похвалой, учёт склонности к ограниченному общению с новыми людьми, включение в жизнь коллектива через подбор товарищей, постепенно ставить легко преодолимые барьеры.

Запись опубликована в рубрике Страничка педагога-психолога. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.