Развивающие игры на развитие памяти и внимания для детей раннего возраста

Цель: развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, образной, словесной.
«Маленькие ножки бежали по дорожке»
Ход игры
Взрослый и ребенок садятся на стулья лицом друг к другу.
Взрослый. Покажи мне свои ножки.
Ребенок поднимает ноги.
Взрослый. Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают.
Ребенок (бежит, приговаривая). Маленькие ножки бежали по дорожке.
Взрослый. У медведя ноги большие, идет он медленно (показывает, как ходит медведь) и приговаривает: «Большие ноги шли по дороге» (повторяет несколько раз).
(Ребенок, в соответствии со словами и ритмом припевки, то бегает, то ходит, создавая образы то быстрой и легкой, то медленной и тяжелой поступи.)
«Беги ко мне»
Описание игры. Ребенок сидит на стульчике. Сесть напротив ребенка, у противоположной стены и поманить его рукой: «Беги ко мне!» Когда ребенок прибежит, обнять его и произнести: «Прибежали, прибежали! А теперь беги назад!» Ребенок поворачивается и бежит назад. Сказать ему вслед: «Убегай! Убегай!» После того как ребенок сядет на стульчик, спросить его: «Отдохнул?» Затем снова позвать: «А теперь беги опять ко мне». Игра повторяется несколько раз.
«Узнавание»
Описание игры
Игра основана на одноименной способности ребенка. Например, ребенку купили новую игрушку — большого плюшевого зайца. Получив ее на следующий день, он узнает ее и выделяет взглядом среди прочих своих игрушек.
Можно провести следующий эксперимент: показать ребенку картинку с изображениями трех одинаковых игрушек. Через 1 или 7 секунд первую картинку заменить другой (или аналогичной, с изображениями других игрушек). Можно повторять это упражнение периодически на протяжении нескольких месяцев и наблюдать за изменениями в реакциях ребенка. В год дети одинаково активно переводят взгляд с одного объекта на другой, показывая, что не забыли виденное на первой картинке.
«Играем в прятки»
Описание игры. Один угол комнаты отгородить яркой занавеской, чтобы там мог спрятаться ребенок. Предложить ему поиграть в прятки, спрятаться (за шкаф, за занавеску и т.д.) и прокричать: «Ау!» Ребенок должен уметь находить взрослого в разных местах комнаты. Затем предложить ребенку поменяться: отвернуться и ждать, пока он спрячется. После этого ходить по комнате, «безуспешно» разыскивая ребенка, и петь:
Я по комнате хожу,
Кати я не нахожу.
Ну куда же мне идти?
Где мне Катеньку найти?
Надо дудочку достать
И на дудочке сыграть,
Все услышат, прибегут
И со мной плясать пойдут.
Взять дудочку (или любой другой инструмент) и играть. После того как ребенок выбежит, станцевать вместе с ним.
Если ребенок не устал, снова предложить ему спрятаться и снова искать его. Можно взять в руку погремушку, встряхивать ею и петь: «Погремушечка, звени, нашу Катю позови!» После того как ребенок выбежит, отдать ему погремушку и предложить с ней потанцевать.
«Что задумал? Отгадай»
Описание игры. Загадать про себя и описать ребенку загаданный предмет: «Это ягода. Она красная, круглая, сладкая, растет на ветке, и внутри у нее косточка». Если ребенок затрудняется с ответом, подсказать ему: «Что ты ел, когда летом ездил к бабушке в деревню? Вареники с чем ты ел? Нет, не с клубникой. Правильно, с вишней». Затем загадать другое слово. (И т.д.)
«Подумай и не ошибись»
Оборудование и материалы: мяч.
Описание игры. Бросать ребенку мяч и называть слово. Ребенок, поймав мяч, называет соответствующий единичный предмет. Например, взрослый произносит: «Растение», ребенок отвечает: «Дерево». (И т.д.)

Игры на развитие внимания у детей 1-3 лет
Цель: развитие зрительного и слухового внимания.
«Зайчик и белочка»
Оборудование и материалы: картинки (по 4—5 штук) с изображениями морковок и орехов, две игрушки — зайчик и белочка.
Описание игры. Показать ребенку игрушки, затем посадить их в разных углах комнаты и напомнить, что зайчики любят морковку, а белочки — орешки. Дать ребенку «продукты» и попросить отнести зайчику все морковки, а белочке — орешки. Когда он справится с заданием, поблагодарить его от имени игрушек.
Примечание Аналогичную игру можно провести с другими персонажами.
«Кто что услышит?»
Оборудование и материалы: ширма, различные звучащие предметы (звонок, молоточек, трещотка с камушками или горохом, труба, звонок, бубен и т.д.).
Описание игры. За ширмой постучать молоточком, позвенеть в звонок, постучать в бубен и т.д. и предложить ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть четкими, чтобы ребенок легко мог их угадать.
«Угадай, что надо делать»
Оборудование и материалы: бубен, два флажка.
Описание игры. Дать ребенку по флажку в каждую руку и предложить слушать бубен. Если бубен звенит громко, ребенок должен поднять флажки вверх и помахать ими, если бубен звучит тихо — опустить флажки. Чередовать громкое и тихое звучания бубна не более 4-х раз, чтобы ребенок мог легко выполнить упражнение.
Примечание. Следить за правильной осанкой ребенка и точным выполнением движений.
«Солнце или дождик?»
Оборудование и материалы: бубен, картинки с изображением прогулки детей на ярком солнце и при дожде (дети бегут под навес).
Описание игры. Сказать ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него».
Повторить игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.
«Вещи на столе»
Оборудование и материалы: разнообразные предметы (игрушки, книги и т. п.).
Описание игры. Разложить на столе или на ковре несколько предметов. Предложить ребенку внимательно посмотреть и постараться запомнить, в каком порядке они лежат. Затем смешать предметы и попросить ребенка разложить все как было.
«Угадай, на чем играю?»
Оборудование и материалы: музыкальные игрушки (барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и др.).
Описание игры. Показать ребенку поочередно музыкальные инструменты и спросить, как они называются. Если ребенок затрудняется ответить, нужно назвать инструменты и познакомить с их звучанием. Убедившись, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, убрать их за ширму. Повторить игру на разных инструментах уже за ширмой. Попросить ребенка по звуку угадать, «чья песенка слышна». Если он легко справляется с заданием, его можно усложнить.
«Кто в домике живет?»
Оборудование и материалы: бумажные или картонные разноцветные домики (желтый, красный, синий, зеленый), 16 карточек с изображениями, соответствующими каждому цвету (по 4 предмета на каждый: например, желтый цыпленок, красный помидор, синий колокольчик, зеленый листок).
Описание игры. Положить перед ребенком два домика, например красный и желтый, и все карточки, соответствующие красному и желтому цветам. Предложить: «Давай назовем каждый предмет, его цвет и покажем домик, в котором он будет жить». С каждым новым заходом число домиков и, соответственно, карточек можно увеличивать.
«Делаем коллаж»
Оборудование и материалы: лист бумаги, клей, вырезанные из цветной бумаги картинки, сухие головки цветов, ленточки и т. п.
Описание игры. Сначала нужно продемонстрировать, как увлекательно делать коллаж. Прежде чем приклеивать картинки и цветы, красиво разложить их на бумаге. Показать разные варианты оформления. Предложить ребенку попробовать изготовить коллаж самостоятельно.
«Мини-пазл»
Оборудование и материалы: крупная картинка из журнала.
Описание игры. Дать ребенку картинку, чтобы он ее рассмотрел и запомнил. Затем разрезать на две части. Предложить ребенку собрать картинку заново. Если он успешно справляется, игру можно усложнять, используя две и более картинок: разрезать их пополам, перемешать и попросить ребенка собрать верно.
«Лото»
Оборудование и материалы: большая карта с изображениями знакомых ребенку предметов (посуда, одежда, игрушки), маленькие карточки с изображениями тех же предметов.
Описание игры. Предложить ребенку рассмотреть большую карту с изображениями предметов. Затем показать маленькую карточку и спросить: «Что здесь нарисовано? Правильно, грибок. А где здесь нарисован грибок? (Показать на большую карту.) Правильно, положи карточку на эту картинку». Затем показать следующую картинку и спросить: «А куда положим эту картинку?» (И т.д.)
Постепенно число больших карт и соответствующих картинок можно увеличить

Запись опубликована в рубрике Страничка педагога-психолога. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.