Ребенок идет в школу, сколько волнений

 Ведь школа — это шаг в будущее для ребенка и его родителей. Для родителей — это еще и сплошные проблемы. Ту ли выбрали школу? Кто будет отводить и забирать ребенка, ведь он пока еще совсем маленький? Да вообще, сможет ли он приспособится к школьной жизни? А задания на дом? А учительница? Какой она будет — мягкой, спокойной или строгой, требовательной? Тревожность и растерянность испытывают на протяжении всего первого года и сами первоклассники и их близкие. Это влечет за собой постоянную напряженность, приводит к замедлению процесса адаптации, вызывает трудности в усвоении учебного материала. Однако это сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается иммунитет — он часто болеет(а школу пропускать не хотелось бы), что тоже мешает адаптации.

А ведь этих неприятностей можно избежать. Как в любом другом деле, лучше предупреждать появляющиеся проблемы, чем потом их преодолевать. Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний. Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш в школе учится не сможет. Ему придется срочно «психологически дозреть» уже в процессе обучения, что приведет к выраженным стрессам и нервным срывам и у него и у его родителей, скажется на развитии личности ребенка. Дополнительные занятия, доступность огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей приходят записываться в первый класс с «интеллектуальным багажом» гораздо большим, чем требуется. И это с одной стороны не плохо, но с другой, дело в том, что умение писать, читать, считать в пределах десятка, знание своег адреса, дня рождения и имен родителей, а так же многое другое — не избавит ребенка от тревоги, растерянности, не поможет ему научится общаться с окружающими, сидеть и внимательно слушать учителя 40 минут. Даже если он читает, считает до ста, даже если у него есть начальные знания иностранного языка, умеет решать логические задачи — все это не обеспечит ему принятие сверстниками, их симпатию, дружелюбие, не избавит от страха перед строгим учителем. Все это только характеризует его интеллектуальное развитие и хорошую память, что само по себе прекрасно, и конечно поможет ему в обучении, но этого недостаточно. Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а так же требует определенного уровня физической зрелости ребенка. И если родители смогут с помощью педагогов и многочисленных дидактических материалов «по подготовке к школе» осуществить своеобразное интеллектуальное «натаскивание» ребенка, то в области эмоционального, личностного, социального и физического развития подобное кратковременное и интенсивное воздействие невозможно. В результате в школу приходят дети, умеющие читать и считать, способные усвоить учебный материал, но не готовые к самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в социальных ролях, в отношениях между людьми, смутно представляют себе, когда и как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Им трудно найти в школе свое место, понять, что можно, а что нельзя делать, включиться в учебный процесс. Очень часто у детей к 6,5-7 годам не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового, обычно, не является значимой целью при поступлении в школу. Гораздо больший интерес для них представляет возможность завести друзей, купить красивые школьные принадлежности, не спать днем и вообще пользоваться привилегиями своего нового положения. Детям в школе нравятся самые разнообразные вещи: красивые занавески, «перемены, где бегают», «тетрадка с котеночком на обложке», им льстит, что они уже «взрослые почти.» Все это свидетельствует о том, что дети этого возраста психологически еще не являются школьниками, они еще не воспринимают школу так, как ожидают от них взрослые.

А ведь родители, учителя, родственники и знакомые с 1 сентября, а то и раньше, с момента записи в школу, видят теперь в ребенке школьника, начинают предъявлять ему соответствующие требования, хотят чтобы он оправдал их ожидания. Вот и одергивают: «Ты уже школьник, что ты носишься и кричишь?»

Нередко у детей отбирают игрушки, смеются над привязанностью к привычным детским занятиям. А малышу трудно просыпаться утром, сложно держать в голове многочисленные новые обязанности. В результате формируется устойчивое ощущение того, что он плохой, что он не может, не хочет справиться, возникает и закрепляется неадекватно-заниженная самооценка. И ребенок, который с радостью, был готов выполнять новые задания, решать задачки, учится всему, чему учат в школе, теперь опасается даже сделать то, что умел раньше: вдруг не получится? Вдруг опять все будут недовольны. А уж если речь идет о чем-то новом страх еще больше усиливается. Плюс стресс перехода в школу. Неуверенность в себе в начале первого класса может лечь в основу эмоционального дискомфорта, на фоне которого пройдут все школьные годы.

Ребенок не перестает быть ребенком от того факта, что его записали в школу. Он только начинает становиться школьником, поэтому помогите ему во всем, а не наседайте и критикуйте!

Запись опубликована в рубрике Страничка педагога-психолога. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.