Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура»

1.ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

(здоровьесберегающая компетентность)

 «Физическая культура» — область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

— развитие основных движений детей;

— сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

— воспитание физических и личностных качеств.

С учетом реализации компетентностного подхода индикаторами, критериями, представленной области детей дошкольного возраста, являются следующие:

— Осмысленное пользование предметами личной гигиены

— Проявление активности в выбранных видах двигательной  деятельности

— Осознание пользы движений

— Соблюдение правил безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях

— Излучение жизнерадостности, внутреннего покоя.

Реализация образовательных задач по физической культуре осуществляется с учетом педагогических технологий В.Г. Алямовской  и Ю. Змановского, в основе которых лежит реализация следующих приоритетных направлений, обеспечивающих формирования начальных ключевых компетентностей:

1. Педагоги создают широкие возможности для двигательной активности.

2. Взрослые поддерживают диалоги детей о событиях физкультурной и спортивной жизни детского сада, города, страны, поощряют использование различных источников информации (книг, телепередач, спортивных мероприятий, взрослых и т.п.).

3. Взрослые поддерживают и развивают детскую инициативность

4. Взрослые поощряют творческую двигательную деятельность.

Критериями оценки качества реализации поставленных педагогическим коллективом образовательных задач являются следующие:

1.Количество дней посещения ребенком ДОУ в год.

2. Пропуск по болезни одним ребенком в год.

3. Предоставления в достаточном количестве в свободном доступе разнообразного материала и оборудования для разных видов двигательной деятельности

4. Отслеживания динамики развития двигательных умений и физических качеств воспитанников дошкольного возраста

Перечень программ  и технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии и пособия

по проблеме: «Физическая культура»

Программно-методическое пособие «Расту здоровым»

Автор  В.Н.Зимонина, «Владос», М.; 2002.

Программа «Здравствуй»

Автор М.Л.Лазарев, « Академия здоровья», М.; 1997.

 

Физическое воспитание в детском саду /  Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-синтез, 2004.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка /  Э.Я. Степаненкова. – М.: Аcademia, 2001.

Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2000.

Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2004.

Физическая культура в младшей группе детского сада /  Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

Физическая культура в средней  группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

Физическая культура в старшей  группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

Физическая культура в подготовительной  группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

Физкультура – это радость / Л.Н. Сивачева. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

С физкультурой дружить — здоровым быть / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении / Н.С. Галицына. – М.: Скрепторий, 2004.

Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – М.: Владос, 2003.

Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении / А.П. Щербак. – М.:  Владос, 1999.

Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – М.: Просвещение, 2003.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.

Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник.

Организация деятельности в разных возрастных группах детского сада в образовательной области «Физическая культура» (вариант организации педагогической деятельности с детьми  2- 5 лет)

Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Интегрированная детская деятельность

Игра

Игровое упражнение
Проблемная ситуация

Утренняя гимнастика

Подвижная игра (в том числе на свежем воздухе)

Физическая культура

Физкультурные упражнения

Гимнастика после дневного сна

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

День здоровья

Каникулы

Игра

Игровое упражнение
Проблемная ситуация

Музыкальная ритмика

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники
Консультативные встречи.

Встречи по заявкам.

Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Прием детей на свежем воздухе;

умывание; мытье рук  выполнение всех форм дигательного режима;

питание;

прогулка перед обедом;

сон;

закаливающие процедуры;

прогулка после дневного сна;

игра,

чтение,

рассказ,

показ,

игровое упражнение,

беседа,

наблюдение

Во всех видах самостоятельной деятельности игра,

чтение,

рассказ,

показ,

игровое упражнение,

беседа

 

2. ЗДОРОВЬЕ

«Здоровье» — область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

— сохранение и укрепление здоровья детей;

— воспитание культурно-гигиенических навыков;

— формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

— развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

С учетом реализации компетентностного подхода индикаторами, критериями, представленной области детей дошкольного возраста, являются следующие:

— Осмысленно пользуется предметами личной гигиены

— Проявляет активность в выбранных видах двигательной  деятельности

— Осознает пользу движений

— Соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях

— Излучает жизнерадостность, обнаруживает внутренний покой.

Задачи. Развивать у детей  интерес к своему здоровью:

-понимать значение каждой части своего тела (рук, ног, головы, туловища);

— осваивать элементарные навыки культуры гигиены  (умываться, чистить зубы,

расчесывать волосы,   полоскать рот и горло, устранять непорядок в одежде);

— различать свое состояние (удовольствия, радости, страха, грусти);

— знакомить с опасными предметами (нож, вилка, ножницы);

— постепенно  принимать закаливающие процедуры (постоянно облегченная одежда,

достаточное пребывание на свежем воздухе);

-есть разные блюда, есть аккуратно, хорошо пережевывая пищу, есть бесшумно,

пользоваться столовыми приборами (ножом, вилкой, салфеткой) со 2 половины      года.

Содержание:

1.Взрослые создают благоприятные условия для комфортного пребывания детей в группе, детском саду, не допуская перенапряжений нервной системы и переутомления.                 

2. Взрослые способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.

3. Взрослые осуществляют работу по профилактике и оздоровлению детей

4. Взрослые предоставляют возможность самостоятельно использовать приобретенные умения и навыки в повседневной жизни и деятельности

Состояние здоровья воспитанников.

Медицинское обслуживание воспитанников в учреждении обеспечивается старшей медсестрой и врачом детской поликлиники. Учитывая имеющиеся данные, медико-педагогическим персоналом определены основные направления профилактической работы с детьми:

Þ        оценка здоровья при постоянном и ежедневном контроле

Þ        охрана и укрепление психофизического здоровья ребенка,

Þ        наблюдение и изучение эмоционального состояния детей,

Þ        психологическое просвещение педагогического коллектива,

Þ        индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей

Þ        выработка рекомендаций

Þ        использование элементов коррекционной работы с детьми

Ежемесячно и ежеквартально проводится анализ заболеваемости детей во всех возрастных группах.

3. Питание

Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Рационально составленное меню в детском саду представляет собой такой подбор блюд, который удовлетворяет потребность детей в основных пищевых веществах и энергии с учетом возраста.

В детском саду имеется 10-ти дневное меню, которое позволяет более точно распределить продукты с учетом их калорийности и химического состава. На основании примерного 10-ти дневного меню составляется рабочее ежедневное меню. Также для повышения выносливости и усиления сопротивляемости инфекционным заболеваниям в ДОУ  проводится С-витаминизация.

Пищеблок детского сада оснащен всем необходимым техническим оборудованием. Работники пищеблока аттестованы и своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение.

Оценка качества формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников оценивается по следующим  тестам Стребелевой (3-5 лет), и М.Безруких (5-7 лет)

 

 

Вариативные программы

 

 

Программно-методическое пособие «Расту здоровым»

Автор  В.Н.Зимонина, «Владос» М.; 2002.

Программа «Здравствуй»

Автор М.Л.Лазарев, « Академия здоровья», М.; 1997.

 

 

Технологии и пособия

по проблеме: «Здоровье»

 

Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-синтез, 2006.

Букварь здоровья / Л.В. Баль, В.В.Ветрова. – М.: Эксмо, 1995.

Уроки Мойдодыра /  Г.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997.

Уроки этикета / С.А. Насонкина. – СПб.: Акцидент, 1996.

Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.:  Олма-Пресс, 2000.

Уроки здоровья / Под ред. С.М.Чечельницкой.

Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press, 1993.

Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти,  1997.

Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада /  Л.В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999.

Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса,  2006.

Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2002.;

«Развивающая педагогика оздоровления» / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: Линка-пресс, 2000.

 

Запись опубликована в рубрике Образовательная программа детского сада. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.