«Социализация» — область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
— личностное развитие;
— формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу;
— приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
— развитие интеллектуальных и личностных качеств.
С учетом реализации компетентностного подхода индикаторами, критериями, представленной области детей дошкольного возраста, являются следующие:
— Принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними.
— Устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).
— Анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, регулирует конфликты.
— Инициирует разговор, поддерживает его, выбирает стиль общения
Перечень программ и технологий | Программы:
«Я – человек». – Козлова С.А. М.: Школьная Пресса, 2004. «Дружные ребята» / Р.С. Буре и др. – М.: Просвещение, 2002. «Юный эколог» // Николаева С.Н. В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. — М., 1998. «Золотой ключик» / Г. Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. Бережняковская. – М., 1989. «Я-ТЫ-МЫ» / О.Л.Князева,Р.Б.Стеркина- М: Просвещение, 2008. «Открой себя» Е.В.Рылеева, изд.
Технологии по игровой деятельности: Шустерман М. Коллективная игра и занятия. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? – М.: Сфера, 2008.
|
Перечень пособий
|
Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002.
Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О.Л. Зверевой. – М., 2004. Буре Р. Основные положения программы воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников. Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов. – М., 1997. Буре Р., Островская Л. Воспитатель и дети. – М., 1979. Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. Рылеева Е.В. «Открой себя». Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности. – М.: Гном-Пресс, 1999. Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М., 1997. Николаева С. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание. – 1994. — № 12. – С. 37. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании. – М., 1996. Новоселова С. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995.
|
Психолого – педагогическое сопровождение
Социальная компетентность
-овладение средствами общения, способами взаимодействия со взрослыми сверстниками (ранний возраст).
— освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений (дошкольный возраст).
Ранний возраст
Социализирующая роль ребенка выражается прежде всего в игровой – ведущей деятельности дошкольника. В основе мониторинга игровой деятельности педагогами ДОУ используется следующая диагностика игры.
Игра. 3-й год жизни, I младшаягруппа
Уровни | Воспроизведение игровых
действий |
Включение в игру со сверстниками с общей игрушкой | Умение принимать игровую задачу | |||
Творческие | Дидакти ческие | Творческие | Дидактические | Творческие | Дидактиче ские | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Н | Только с помощью воспитателя | Просто манипулирует | Наблюдает, но не пытается приобщиться к играющим | Не принимает участие, играет, но делает все невпопад | Не передает | Не принимает |
С | С помощью воспитателя и далее сам | С помощью воспитателя | Наблюдает за игровыми действиями других детей, пытается подражать им | Отвечает на вопросы, но малоактивен | Не передает | С помощью воспитателя |
В | Самостоятельно воспроизводит игровые действия и переносит их на другие игрушки.
Передает в играх-имитациях характерные движения и звукоподражания |
Совершает игровые действия в соответствии с игровой задачей | По показу воспитателя включается со сверстниками в игру с общей игрушкой (прокатывают мяч друг другу, передают покачать куклу и т. д.). Проявляет добрые чувства к игрушке | Разговаривает с воспитателем во время игры, проявляет сообразительность | Вместе со взрослым
передает простой сюжет в игре-цепочке связанных по смыслу действий с игрушками |
Принимает задачу |
Игра. 4-й год жизни, II младшая группа
Уровни | Воспроизведение игровых
действий |
Включение в игру со сверстниками
с общей игрушкой |
Умение принимать игровую задачу |
1 | 2 | 3 | 4 |
Н | Игры однообразны и примитивны по содержанию. Ребенок воспроизводит одни и те же действия, не пытается их обогатить. Использование предметов-заместителей вызывает затруднения | Участвует в играх, но проявляет неустойчивость в игровом общении (бывают конфликты, попытки завладеть игрушками других детей) | В совместной игре с воспитателем не инициативен. Затрудняется обозначить свою игровую роль. Начинает игровые действия и быстро прекращает, переходит к новым игрушкам, не развив игрового сюжета |
С | Игровые действия разнообразны. Ребенок отражает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий. Охотно воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия и речь воспитателя | Принимает предложение к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется ими в играх. С интересом наблюдает за игровыми действиями других детей, включается в игру со сверстниками, но испытывает затруднения в согласовании игровых действий | Называет свою игровую роль. В играх-имитациях выразительно передает игровой образ |
В | Ребенок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно пользуется предметами-заместителя-ми. Называет игровые действия | Охотно общается с детьми и выступает с предложениями по поводу игр. Называет любимые игры. Хорошо ориентируется в правилах знакомых игр | Называет свою игровую роль и игровые действия. В игре с воспитателем быстро входит в игровую ситуацию, проявляет игровую инициативу, включается в игровой диалог |
Игра. 5-й год жизни, средняя группа
Уровни | Воспроизведение игровых действий | Игры со сверстниками, использование игрушки | Принятие игровой задачи |
1 | 2 | 3 | 4 |
Н | Ребенок тяготеет к однообразным элементарным игровым сюжетам, затрудняется самостоятельно придумать новый вариант сюжета или новую роль, игровые действия | В общей игре вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел игры. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками | В игре с воспитателем проявляет интерес к его игровым действиям, повторяет их, но испытывает трудности в ролевом диалоге. В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала. Затрудняется назвать любимые игры |
С | Ребенок активно накапливает игровой опыт. Воспроизводит разные сюжеты. В игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических эпизодов | В игровой обстановке использует реальные предметы и их заместители. Сохраняет доброжелательное отношение к партнерам по игре. Знает несколько подвижных и хороводных игр | Называет себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому взаимодействию. В одной и той же игре может исполнять разные роли.
В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату (слабый самоконтроль) |
В | Ребенок самостоятельно играет в разнообразные игры. Проявляет творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета | Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей и новых ролей.
Внимателен к выполнению правил другими детьми |
Творчески отражает в играх содержание литературных произведений, мультипликационных фильмов.
Придумывает новые варианты игр, знает разные игры: подвижные, хороводные |
Игра. 6-й, 7-й годы жизни, старшая, подготовительная группы
Уровни | Воспроизведение
игровых действий |
Игры со сверстниками,
использование игрушки |
Принятие игровой задачи, выполнение правил |
1 | 2 | 3 | 4 |
Н | Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных действиях. Ролевой репертуар беден | В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложение других принимает, но затрудняется сам изменить | В играх с готовым содержанием упускает правила, увлекаясь процессом игры. Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. Возможности саморегуляции с позиции игровых правил снижены |
С | Ребенок охотно участвует в играх. Разворачивает различные сюжеты. Участвует в создании игровой обстановки. Называет свою роль и роль других участников. Действует в соответствии с ролью, передает не только сюжет действий, но и характер героя | Игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью. Участвует в совместном сюжетосложении игр по мотивам знакомых сказок. Пытается справедливо разрешить споры. Прибегает к общепринятым способам распределения ролей (считалка, счет, игра) | В играх с готовым содержанием принимает игровую задачу, следует правилам. В случае нарушения правил прислушивается к оценке играющих и становится более внимателен. Проявляет настойчивость в достижении результата |
В | У ребенка разнообразные игровые интересы. В играх он проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре. Активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах | Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в играх как на ведущих, так и на других ролях | В играх с готовым содержанием следует правилам, контролирует действия других играющих, охотно знакомит детей с играми. Объясняет, показывает игровые действия. Придумывает новые варианты |