Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация»

«Социализация» — область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

— личностное развитие;

— формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу;

— приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

— развитие интеллектуальных и личностных качеств.

С учетом реализации компетентностного подхода индикаторами, критериями, представленной области детей дошкольного возраста, являются следующие:

— Принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними.

— Устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими).

— Анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, регулирует конфликты.

— Инициирует разговор, поддерживает его, выбирает стиль общения

Перечень программ и технологий Программы:

«Я – человек». – Козлова С.А.  М.: Школьная Пресса, 2004.

«Дружные ребята» /  Р.С. Буре и др. – М.: Просвещение, 2002.

«Юный эколог» // Николаева С.Н.   В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. — М., 1998.

«Золотой ключик» / Г. Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. Бережняковская. –  М., 1989.

«Я-ТЫ-МЫ» / О.Л.Князева,Р.Б.Стеркина- М: Просвещение, 2008.

«Открой себя» Е.В.Рылеева, изд.

 

Технологии по игровой деятельности:

Шустерман М. Коллективная игра и занятия.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.

Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.

Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? – М.: Сфера, 2008.

 

Перечень пособий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002.

Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О.Л. Зверевой. – М., 2004.

Буре Р. Основные положения программы воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников. Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов. – М., 1997.

Буре Р., Островская Л. Воспитатель и дети. – М., 1979.

Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Рылеева Е.В. «Открой себя». Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности. – М.: Гном-Пресс, 1999.

Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М., 1997.

Николаева С. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание. – 1994. — № 12. – С. 37.

Николаева С. Место игры в экологическом воспитании. – М., 1996.

Новоселова С. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995.

 

Психолого – педагогическое сопровождение

Социальная компетентность

-овладение средствами общения, способами взаимодействия со взрослы­ми сверстниками (ранний возраст).

— освоение первоначальных представлений социального характера и вклю­чение детей в систему социальных отношений (дошкольный возраст).

Ранний возраст

Социализирующая роль ребенка выражается прежде всего в игровой – ведущей деятельности дошкольника.  В основе мониторинга игровой деятельности педагогами ДОУ используется следующая диагностика игры.

Игра. 3-й год жизни, I младшаягруппа

Уровни Воспроизведение игровых

действий

Включение в игру со сверстниками с общей игрушкой Умение принимать игровую задачу
  Творческие Дидакти ческие Творческие Дидактические Творческие Дидактиче ские
1 2 3 4 5 6 7
Н Только с помощью воспитателя Просто манипулирует Наблюдает, но не пытается приобщиться к играющим Не принимает участие, играет, но делает все невпопад Не передает Не принимает
С С помощью воспитателя и далее сам С помощью воспитателя Наблюдает за игровыми действиями других детей, пытается подражать им Отвечает на вопросы, но малоактивен Не передает С помощью воспитателя
В Самостоятельно воспроизводит игровые действия и переносит их на другие игрушки.

Передает в играх-имитациях характерные движения и звукоподражания

Совершает игровые действия в соответствии с игровой задачей По показу воспитателя включается со сверстниками в игру с общей игрушкой (прокатывают мяч друг другу, передают покачать куклу и т. д.). Проявляет добрые чувства к игрушке Разговаривает с воспитателем во время игры, проявляет сообразительность Вместе со взрослым

передает простой сюжет

в игре-цепочке связанных

по смыслу действий с игрушками

Принимает задачу

Игра. 4-й год жизни, II младшая группа

Уровни Воспроизведение игровых

действий

Включение в игру со сверстниками

с общей игрушкой

Умение принимать игровую задачу
1 2 3 4
Н Игры однообразны и примитивны по содержанию. Ребенок воспроизводит одни и те же действия, не пытается их обогатить. Использование предметов-заместителей вызывает затруднения Участвует в играх, но проявляет неустойчивость в игровом общении (бывают конфликты, попытки завладеть игрушками других детей) В совместной игре с воспитателем не инициативен. Затрудняется обозначить свою игровую роль. Начинает игровые действия и быстро прекращает, переходит к новым игрушкам, не развив игрового сюжета
С Игровые действия разнообразны. Ребенок отражает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий. Охотно воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия и речь воспитателя Принимает предложение к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется ими в играх. С интересом наблюдает за игровыми действиями других детей, включается в игру со сверстниками, но испытывает затруднения в согласовании игровых действий Называет свою игровую роль. В играх-имитациях выразительно передает игровой образ
В Ребенок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно пользуется предметами-заместителя-ми. Называет игровые действия Охотно общается с детьми и выступает с предложениями по поводу игр. Называет любимые игры. Хорошо ориентируется в правилах знакомых игр Называет свою игровую роль и игровые действия. В игре с воспитателем быстро входит в игровую ситуацию, проявляет игровую инициативу, включается в игровой диалог

Игра. 5-й год жизни, средняя группа

Уровни Воспроизведение игровых действий Игры со сверстниками, использование игрушки Принятие игровой задачи
1 2 3 4
Н Ребенок тяготеет к однообразным элементарным игровым сюжетам, затрудняется самостоятельно придумать новый вариант сюжета или новую роль, игровые действия В общей игре вступает в конфликты, не пытается вникнуть в общий замысел игры. Нуждается в постоянной помощи воспитателя для установления игрового взаимодействия со сверстниками В игре с воспитателем проявляет интерес к его игровым действиям, повторяет их, но испытывает трудности в ролевом диалоге. В играх с правилами путает последовательность действий, вступает в игру раньше сигнала. Затрудняется назвать любимые игры
С Ребенок активно накапливает игровой опыт. Воспроизводит разные сюжеты. В игровом сюжете отражает ряд сюжетных логических эпизодов В игровой обстановке использует реальные предметы и их заместители. Сохраняет доброжелательное отношение к партнерам по игре. Знает несколько подвижных и хороводных игр Называет себя в игровой роли, проявляет интерес к игровому взаимодействию. В одной и той же игре может исполнять разные роли.

В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату (слабый самоконтроль)

В Ребенок самостоятельно играет в разнообразные игры. Проявляет творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, выступает инициатором новых идей и новых ролей.

Внимателен к выполнению правил другими детьми

Творчески отражает в играх содержание литературных произведений, мультипликационных фильмов.

Придумывает новые варианты игр, знает разные игры: подвижные, хороводные

Игра. 6-й, 7-й годы жизни, старшая, подготовительная группы

Уровни Воспроизведение

игровых действий

Игры со сверстниками,

использование игрушки

Принятие игровой задачи, выполнение правил
1 2 3 4
Н Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных действиях. Ролевой репертуар беден В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложение других принимает, но затрудняется сам изменить В играх с готовым содержанием упускает правила, увлекаясь процессом игры. Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. Возможности саморегуляции с позиции игровых правил снижены
С Ребенок охотно участвует в играх. Разворачивает различные сюжеты. Участвует в создании игровой обстановки. Называет свою роль и роль других участников. Действует в соответствии с ролью, передает не только сюжет действий, но и характер героя Игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью. Участвует в совместном сюжетосложении игр по мотивам знакомых сказок. Пытается справедливо разрешить споры. Прибегает к общепринятым способам распределения ролей (считалка, счет, игра) В играх с готовым содержанием принимает игровую задачу, следует правилам. В случае нарушения правил прислушивается к оценке играющих и становится более внимателен. Проявляет настойчивость в достижении результата
В У ребенка разнообразные игровые интересы. В играх он проявляет инициативу. Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей. Фантазирует, комбинирует реальное и фантастическое в игре. Активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах Доброжелателен к сверстникам, проявляет интерес к замыслам других детей. Участвует в играх как на ведущих, так и на других ролях В играх с готовым содержанием следует правилам, контролирует действия других играющих, охотно знакомит детей с играми. Объясняет, показывает игровые действия. Придумывает новые варианты
Запись опубликована в рубрике Образовательная программа детского сада. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.