«Труд» — область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:
— формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников;
— воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;
— развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.
С учетом реализации компетентностного подхода индикаторами, критериями, представленной области детей дошкольного возраста, являются следующие:
— Ставит цель, отбирает необходимые средства, определяет последовательность действий
— Делает выбор и принимает решение
— Договаривается о совместных действиях, работает в группе
— Прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других)
Перечень программ и технологий | Программы:
1. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 2. Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технология. / М.В.Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. 3.Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. / Л.В. Куцакова. – М.: Совершенство,1999. 4. Программа «Юный эколог» / Николаева С.Н. // В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М., 1998.
|
1.Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. / Р.С.Буре. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
2. Нравственно — трудовое воспитание детей в детском саду. / Под редакцией Р.С. Буре. – М.: Просвещение,1987. 3. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1974, 1980, 1983. 4. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Учебное пособие для пед.институтов. / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 1987. 5. Воспитатель и дети. Учебное пособие. Глава « Растим самостоятельных и инициативных». / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. – М.: Ювента, 2001. 6. Нравственно-трудовое вогспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. / Л.В.Куцакова. – М.: Владос, 2003. 7. Ребёнок за столом. Методическое пособие. Глава «Дежурство». / В.Г.Алямовская и др. – М: Сфера, 2005. 8.Культура поведения за столом. Глава «Мы с Вовой дежурим по столовой». / В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др.- М.: Ижица, 2004. 9. Трудовое воспитание детей. Учебное пособие. / В.И. Логинова. – Ленинград, 1974. 10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Главы: «Воспитание положительного отношения к труду» Година Г.Н., «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду» Шатова А.Д.. / Под ред. Виноградовой А.М. – М.: Просвещение, 1989. 11. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990. 12. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992. 13. Конструирование из природного материала. / Л.А. Парамонова. – М: Карапуз. 14. Лото « Кем быть?». Игра для детей 5-7 лет. – М.: ОАО «Московский комбинат игрушек», 1999.
|
Педагогическая технология, обеспечивающая данный раздел программы предусматривает вхождение ребенка в реальные трудовые связи выстраивается как поэтапная. Осуществление ее происходит на основе методики взаимосвязи трех основных средств трудового воспитания: формирования системных знаний о предметном мире и трудовой деятельности взрослых; обучение детей целостным трудовым процессам; детская самостоятельная трудовая деятельность в повседневной жизни детского сада и семьи.
Конструируя педагогический процесс, воспитатель знакомит малышей с конкретными трудовыми процессами: как няня моет посуду, как она накрывает на стол и раздает пищу, как моет пол, вытирает пыль. На прогулке уместно понаблюдать, как дворник подметает дорожки, сгребает снег, поливает. Следует заметить, что понятие «профессия» для детей младшего дошкольного возраста еще сложно, поэтому программа не предполагает его освоения.
В ходе наблюдения конкретных процессов хозяйственно-бытового труда взрослых воспитатель раскрывает детям цель и мотивы их деятельности, фиксируя внимание на каждом компоненте труда, объясняя их необходимость. Работа ведется в малых группах, объединяющих не более десяти детей.
Постановка цели и мотивация трудового процесса (первый компонент труда) объективируются до его наблюдения. Чтобы детям стала ясна необходимость труда, понятны мотивы деятельности взрослых, воспитателем целенаправленно конструируются разнообразные житейские образовательные ситуации, являющиеся естественной частью педагогического процесса детского сада.
Например, столы не накрыты — нельзя обедать. О сервировке столов позаботится няня. Таким образом, мотив труда, его значимость раскрываются детям через осознание их собственных потребностей. Внимание детей направляется на получение результата труда. При этом необходимо так конструировать образовательную ситуацию, чтобы образ ожидаемого результата труда на протяжении всего наблюдения сохранялся в сознании детей и направлял и организовывал восприятие трудового процесса.
Отбор предметов труда (второй компонент трудового процесса) осуществляется на глазах детей: воспитатель предлагает помочь няне собрать со столов грязную посуду, снять с вешалок грязные полотенца и пр. Это дает возможность поставить малышей в субъектную позицию, сделать из пассивных наблюдателей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого.
Третий компонент труда — трудовое оборудование. Осуществляя трудовой процесс, взрослый отбирает необходимое для его осуществления оборудование, показывает его детям, четко называет, а воспитатель обеспечивает хоровое проговаривание, чтобы названия лучше запомнились детям. Одновременно обращается внимание на организацию трудового процесса, как взрослый подготовился к работе, почему надел передник или халат, зачем засучил рукава, почему няня вымыла руки перед сервировкой стола, как расположено оборудование на рабочем месте.
Затем внимание детей фиксируется на составе и порядке выполнения взрослым трудовых действий, их промежуточных результатах (четвертый компонент труда). Важно, чтобы малыши получили общее представление о последовательности действий, их цепочке, поэтому выделяются наиболее значимые из них, трудовой процесс несколько упрощается. Обращать внимание на нюансы выполнения всех трудовых действий не следует.
Каждое значимое трудовое действие показывается, объясняется и мотивируется в доступной для малышей форме. Например, няня показывает, что сначала она моет посуду в мыльной воде, тщательно трет внутри чашки, снаружи, донышко, у ручки. Она трет эти места до тех пор, пока чашка не станет чистой. «Грязь оттерта, но чашка еще мыльная, что же делать?» — спрашивает воспитатель детей. Наблюдая за действиями няни, дети отвечают на поставленный вопрос, фиксируют под руководством воспитателя особенности трудовых действий няни.
В конце наблюдения дети с помощью воспитателя выделяют итоговый результат труда (стол накрыт к обеду; групповая комната убрана, пыль вытерта; дорожка подметена и пр.), его соответствие цели, определяют значимость результата труда (няня позаботилась о детях, повесила чистые полотенца, чтобы детям было приятно вытирать лицо и руки и т. п.).
К отражению полученных представлений в самостоятельных играх малышей на бытовую тематику их стимулирует постоянно развивающаяся игровая материальная среда, специально создаваемая воспитателем. По мере ознакомления с трудовыми процессами взрослых в групповой комнате должны появляться новые игрушки, разнообразные атрибуты, предметы-заместители, позволяющие развернуть игру.
Педагогическая диагностика
Выявить успешность освоения программы детьми и последовательно переходить от решения одной образовательной задачи к другой позволяет воспитателю экспресс-диагностика.
Определяя социальную компетентность ребенка младшего дошкольного возраста, требуется выявить: различает ли он трудовые и нетрудовые процессы, видит ли направленность конкретных трудовых процессов на результат, может ли с помощью вопросов взрослого выделить компоненты (цель, мотив труда, предмет труда, инструменты» трудовые действия, результат труда) в простейших трудовых процессах, которые дети неоднократно наблюдали в повседневной жизни. Для выявления знаний проводится индивидуальная беседа с ребенком с использованием картинок: «Расскажи, что мама (папа) делает дома. Отбери те картинки, где человек работает, трудится. Расскажи, как Н. А. (воспитатель) шила шапочку для куклы (лепила мисочку для Мишки, делала лодочку и пр.)». Дополнительные вопросы: «Что Н.А. задумаю сделать? Зачем? Из чего шила (лепила, делала лодочку)? Какие инструменты были нужны для работы? Что сначала сделала, что потом? Что получаюсь? Для него сшили шапочку (слепили мисочку, сделали лодочку)?»
Уровни социальной компетентности ребенка младшего дошкольного возраста.
Низкий уровень компетентности. Ребенка затрудняет дифференцированное восприятие трудового процесса. Интерес к результату труда выражен слабо, обусловлен игровыми потребностями.
Средний уровень компетентности. Дифференцированное восприятие ребенком трудового процесса. Затруднения, ошибки в ответах на вопросы о том, как делали предмет, какие нужны были материалы, инструменты и т.д.
Высокий уровень компетентности. Дифференцированное восприятие простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов. Ребенок может самостоятельно рассказать о хорошо знакомых трудовых процессах, назвать компоненты и установить связи между ними (по вопросам взрослого). Бережное отношение к результатам труда, благодарное чувство к взрослым за работу и заботу.
Средний дошкольный возраст.
Возрастные возможности детей среднего дошкольного возраста позволяют им сделать важные шаги в приобщении к миру взрослых, к содержательному познавательному, интеллектуальному общению. Данный возраст весьма значим для воспитания ценностного отношения к труду сотрудников детского сада и всех, кто заботится о детях. Ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении дает возможность приобщить ребенка к современному миру взрослых, расширить его познавательные контакты со взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми.
Задача педагога состоит в том, чтобы познакомить детей с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда и удовлетворение потребностей
Уровни социальной компетентности ребенка.
Низкий уровень компетентности. Ребенок знает название некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком. Отвечая на вопросы может рассказать о трудовом процессе. В поведении отмечаются случаи небрежного отношения к результатам чужого труда; помогая взрослым неохотно.
Средний уровень компетентности. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, затрудняется в обосновании своих суждений. В описательном рассказе о трудовом процессе испытывает затруднения, делает ошибки. В поведении проявляется уважении к взрослым, бережное отношение к результатам их труда.
Высокий уровень компетентности. Ребенок различает профессии по существенным признакам, верно обосновывая свои суждения. Свободно рассказывает о трудовых процессах. Ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых, технике; ребенком интересуется, кем работают близкие ему люди.
Уровни социальной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста
Низкий уровень компетентности. Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Речью-доказательством владеет недостаточно; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Познавательное отношение к труду неустойчивое.
Средний уровень компетентности. Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, роль денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Интерес к труду взрослых устойчив.
Высокий уровень компетентности. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых, имеет отчетливое представление о многообразии профессий, образ взрослого выступает для ребенка как единство личностных и деловых качеств. Владеет речью-доказательством, верно обосновывает значимость труда как социального явления. Повседневное поведение ребенка свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств — трудолюбии, бережливости, добросовестности, честности.
Труд взрослых выступает для ребенка эталоном деятельности, которую он может освоить по мере взросления, приобщения к миру взрослых. Поэтому знакомство детей с трудом взрослых в программе теснейшим образом связано с детской трудовой деятельностью.