Условия успешной адаптации

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
         Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе детский сад создал уютный тёплый интерьер. Погружаясь в  сказочную атмосферу, у ребят  исчезают  волнения и страхи, намного легче проходит  адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни — они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, воспитатели «одомашнили» группу. Зрительно уменьшено помещение, ширмами и шторами  сделано зонирование, игровое оборудование расположено в 2-х уровнях( на полу, на подиуме), на окнах висят красивые занавески , интересно оформлены стены.
Мебель  размещена  таким образом, чтобы она образовывает
маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. В группе  есть живой уголок. Растения и  вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. Есть  в группе спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении. Уголок оформлен так, чтобы у ребенка появлялось  желание заниматься в нем.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность  для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает  решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами , маркерами и теми материалами, которые недоступны ребёнку дома.   Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Центр воды и песка есть в помещении группы.
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от  домашней. Спальня первой младшей группы имеет удобное расположение: от улицы она отделена балконом, из спальни есть выход  в раздевалку, где находится запасная одежда детей.                                                                                  Перед сном малышам (кто в этом нуждается) дают  игрушку, воспитатели садятся рядом на стульчик , рассказывают сказку, включают релаксационную музыку  и т.п.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша
на руках(воспитатель сидит на стулеи прижимает к себе ребёнка или сажает его себе на колени)  дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо, что  в группе «семейным» альбом  является магнитная доска с фотографиями родителей и детей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих   близких .

2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад

    Необходимое условие успешной адаптации – согласованность  действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям в период предварительной адаптации приводить ребенка  на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. Не стоит долго задерживаться в раздевалке, чтобы  ребёнок  не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих  близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача  воспитателя во время адаптация — успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный
период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок»

Основная задача игр в адаптационный период – формирование   эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры – фронтальные. В таких играх ни один ребенок не чувствует  себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики», и т.д.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,
застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми.
Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук» и т.д.
Такие игры, как «Книжка — угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Чертим  разные фигуры», «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
Сгладить адаптационный период помогают физические упражнения и  игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.   Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм,  можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие    навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Запись опубликована в рубрике Страничка педагога-психолога. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.