Приучить ребёнка к туалету бывает непросто, а сделать это становится ещё сложнее, если у ребёнка наблюдается гиперчувствительность, задержка развития или другие психофизические особенности.
Родители детей с ОВЗ часто жалуются, что ребенок не просится в туалет. По мере того как ребенок становиться старше проблемы только усиливаются. Многие родители пытаются научить ребенка этому навыку, применяя распространённые ошибки, которые приводят к отрицательным результатам обучения. Каждый «особенный ребенок» индивидуален и подход в этом вопросе тоже должен быть избирательным.
Самые распространённые ошибки, которые совершаются в процессе обучения этому навыку: Использования подгузника в процессе обучения, отсутствие поощрений, а, следовательно, нет заинтересованности ребенка, Наказания за то, что ребенок снова «сходил в штаны», показ негативных эмоций со стороны взрослых, усаживание и удерживание силой на горшке и унитазе. Важно помнить, что процесс обучения к горшку лучше начинать в теплое время года.
Также важно правильно оценивать ребенка с ОВЗ, и его способности.
Готовность Вашего ребенка учиться ходить в туалет определяется его скоростью роста и уровнем развития. Не все пункты могут относиться к вашему ребенку, но чем больше ребенок умеет, тем выше вероятность готовности к обучению этому навыку.
Моторика
• Ребенок может сидеть с поддержкой или без.
• Ребенок сидит на корточках, не теряя равновесие.
• Ребенок ходит самостоятельно.
• Ребенок помогает одевать и раздевать его.
Познание
• Ребенок ищет свои игрушки.
• Ребенок изображает членов семьи или других людей
• Ребенок может сидеть и играть тихо сам с собой в течение пяти минут.
Язык
• Ребенок понимает простые просьбы, вроде «Найди маму».
• Ребенок может объяснить, что ему нужно, словами, знаками или жестами.
• Ребенок придумал названия процессам мочеиспускания и испражнения.
Туалет
• Ребенок способен не писать, по меньшей мере, в течение часа.
• Ребенок знает, для чего нужны горшок и туалет.
• Ребенок осознает, если описался или обкакался.
1 метод: Отказ от использования подгузников.
В норме одним из мотивирующих факторов для того чтобы ребенок стал проситься в туалет, является чувство дискомфорта. Памперсы сглаживают этот дискомфорт, поэтому следует прекратить использовать подгузники.
Без использования памперса, ребенок будет чувствовать дискомфорт, если сходит в туалет в штаны (может капризничать, кричать, пытаться снять одежду). В этом случае ребенок должен принять максимальное участие в переодевании, сам снимать белье и относить его в ванну. В процессе обучения важно отмечать, сколько времени проходит между походами «в туалет», после этого начинаем ловить моменты и усаживать на горшок или унитаз. Если ребенок уже достаточно взрослый и высокий, приучайте ребенка сразу к унитазу. Мальчиков после двух лет желательно учить ходить в туалет « по-маленькому» стоя.
После того как вы научились вовремя высаживать ребенка на унитаз или горшок, необходимо научить его ходить в туалет самостоятельно или проситься. Если ребенок может произносить звуки и слова, его учат, повторять за взрослым слова «Писать» или «Какать» (или звуки «пи», «ка»). Неговорящих детей обучают брать взрослого за руку и вести к туалету или использовать специальную карточку. Когда ребенок сам попросится в туалет, его следует поощрить, чтобы закрепить это поведение.
Если ребенок не реагирует на мокрую и грязную одежду, то обучение проходит также, только специфика обучения будет заключаться в том, что ребенку будет искусственно создаваться дискомфорт, который будет ассоциироваться с данной ситуацией: снимать испачканную одежду ребенок должен самостоятельно (по возможности); подмывать ребенка водой, температура которой немного выше или ниже комфортной; если ребенок понимает речь, спокойно сказать «Когда ты хочешь в туалет, надо садиться на горшок (унитаз)»
Также, ребенок может не ходить в туалет из-за негативных эмоций, связанных с горшком или унитазом. Например, ребенка пугает звук спускаемой воды в унитазе, тогда обучение проводится, используя горшок, постепенно убирая страхи у ребенка.
2. метод. Высаживание на горшок и унитаз, создание мощного стимула.
Мальчики и девочки начинают обучение сидя. Когда мальчики освоят программу пользования туалетом, можно учить их писать стоя. Приступая к этому этапу, нужно обучать мальчиков не стягивать штаны до самого пола, чтобы в дальнейшем избежать неловкости при пользовании общественным туалетом.
Чтобы научить ребенка опорожняться, когда его сажают на унитаз и воздерживаться от позывов в прочие время рекомендуется на первых порах отводить ребенка в санузел каждые 90 минут. Если он не опорожнился, следующий интервал сокращаем до 60 минут, получилось, вернулись к 90-минутному интервалу, но отводить ребенка в туалет слишком часто (например, каждые 30 мин) нельзя. Это не приведет к нужному эффекту, а у ребёнка не выработает нужного навыка.
Для начала обучения нужно отвести ребенка в туалет и посадите на унитаз или горшок. Примерно каждые три минуты давать подкрепление за то, что он хорошо сидит (пойте песенки, листайте книжки, дайте ребенку поиграть с игрушками и т.д.), но важно не давать ребенку заиграться.
Если у ребенка получилось, устройте ему праздник.
Использование подкрепления за результат, поможет подчеркнуть важность произошедшего для ребенка. Как только он опорожнился, может выйти из туалета и вернуться к своим обычным занятиям, но через 90 минут нужно снова вернуть его в туалет.
Если ребенок опорожнился вне туалета, он должен помочь все убрать, принимая как можно более активное участие. Не превращайте это в наказание! Ребенку просто нужно испытать на себе естественные последствия произошедшего. Не забывайте! Вы должны оставаться эмоционально нейтральными.
Когда у ребенка «неприятности» начинают случаться реже, необходимо увеличивать интервал между посещениями, добавляя по 15-30 минут. Помните! Наша задача чтобы ребенок чтобы ребенок просто начал самостоятельно ходить в туалет, что часто случается при увеличении интервалов.
3 метод. Составление расписания и четкое его выполнение.
В течение двух недель:
Продолжайте относиться к опорожнению ребенка так, как раньше. Если вы не высаживали его на горшок или унитаз, не начинайте делать это сейчас. Если вы его высаживали, записывайте, сделал или нет, он свои малые или большие дела за время, пока сидел. Когда ребенок просыпается утром, проверьте его подгузники — сухие они или мокрые, чистые или грязные. Каждый раз записывайте, сухой он или мокрый, грязный или нет.
Дальше необходимо выбрать 2 — 4 наиболее подходящих периода в течение дня, когда вы будете учить ребенка ходить в туалет.
Придерживаться этого расписания следует в течение одной недели. После этого через неделю изучите свои записи и при необходимости измените, расписание так, чтобы оно больше соответствовало графику стула ребенка. В течение первой недели не вносите в расписание никаких изменений!
Главной ошибкой при обучении ребенка умению пользоваться туалетом бывает то, что они не относятся серьезно к составлению хорошего расписания и четкому следованию ему.
Важно, чтобы постепенно вы начали приучать ребенка оставаться в туалете без взрослых. Начать делать это можно тогда, когда вы убедитесь, что он может продолжать сидеть на унитазе без помощи и без словесных напоминаний.
Заниматься по любому из этих методов – значит, каждый день скрупулезно отрабатывать этот нужный в жизни каждого ребенка навык.
Требования к горшку.
Горшок не должен перемещаться, на нем не должно быть никаких рисунков, он не должен быть игрушкой (с мелодией, подсветкой и т.п.), горшок — это туалет. Поэтому он должен находиться в туалете или рядом с ним. Нужно, чтобы ребенок имел возможность исправить свою неудачу, должно быть место для переодевания (стульчик, полка с необходимыми вещами). Периодически обращайте внимание ребенка на то, где находится горшок, для чего его нужно использовать: «Смотри, здесь есть горшок. В него писают и какают. Ты можешь пописать в него, если хочешь»
Можно использовать также маленький унитаз или насадку для большого унитаза. Некоторые дети отказываются ходить на горшок, но с легкостью приучаются к унитазу.
- Cведения об образовательной организации
- Страничка руководителя
- Страничка заместителя заведующего по АХР
- Наши достижения
- Человек года
- Страничка учителя-дефектолога
- Страничка педагога-психолога
- Работа с детьми с ОВЗ
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОУ
- Инновационная деятельность
- Организация питания в образовательной организации
- Методическая копилка
- Здоровьесбережение воспитанников ДОУ
- Страничка медсестры
- Правовая страничка
- Страничка музыкального руководителя
- Страничка Уполномоченного по правам ребенка
- Литературная страничка
- Родители воспитанников
- Ответы на часто задаваемые вопросы
- Вопрос — ответ
- Родительский комитет
- Поступление и выбытие внебюджетных
- Управляющий Совет МБДОУ «Детский сад № 99»
- Мы танцуем и поем
- Историческая справка
- Дорожная карта
- Образовательные и социальные порталы
- Проверка надзорных органов
- Безопасность
- Дорожная безопасность
- Противодействие коррупции
- СМИ о нас
- Карта сайта