Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду

1. Состояние здоровья детей.
2. Возрастные закономерности протекания адаптации.
3. Уровень развития общения ребёнка.
4. Тип нервной системы ребенка.

 1. Состояние здоровья детей

У здоровых детей  адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных  детей данный процесс может протекать с осложнениями. Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного учреждения  проходит у детей с 3 группой здоровья (дети с соматическим заболеванием): у них наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют в период адаптации.

 2. Возрастные особенности протекания адаптации

От 1,5 до 3 лет

           На втором году жизни ребенок начинает меньше бояться чужих взрослых.

В полтора года более характерным будет не страх, а настороженное ожидание по отношению к незнакомому   взрослому, а в дальнейшем – смущение, своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве – обычно до  двух – двух с половиной лет.Оптимальный вариант приема детей не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а  привязанность  к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее.  Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек.

 От 3-х  лет (мнение психологов)

       Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3 – 3,5 года.

Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке.

Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который  качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых. У мальчиков более благоприятный для адаптации к детскому саду возраст составляет   2,5 — 3,5 года. Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней они  дольше чувствуют привязанность к ней.

 3. Уровень развития общения

1группа

 

Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания,  ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети глубоко переживают расставание с близкими, так как  опыта  общения с посторонними не имеют и не готовы вступать с ними в контакт. Беспокойство, плаксивость   сохраняются в их поведении довольно долго. Адаптация, в данном случае, проходит более сложно.

2 группа

 

     Дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими,                  но и с  другими взрослыми, не  являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило,

    боится и держится от них на расстоянии. Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное  эмоциональное состояние.

 3 группа

 

 Дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и  общении со  взрослыми. Для них  характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и  сверстниками. Играют часто самостоятельно и одни. С детьми контактируют редко  и кратковременно. Адаптация происходит достаточно легко.

 4. Типы нервной системы

 Сильный уравновешенный тип

 Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все  режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.

 Сильный неуравновешенный тип

Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому.  Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются,

 постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может  возникнуть перевозбуждение нервной системы.

 Сильный уравновешенный инертный тип

 Дети отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень неактивно выражают  свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися, однако свойственная им заторможенность может  усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, в овладении  умениями и навыками.Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения.

 Слабый тип

 Дети с ослабленным типом нервной системы очень болезненно переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами,

 медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому  учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей.

Запись опубликована в рубрике Страничка педагога-психолога. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.