Возраст 2 года – 2 года 6 месяцев | Общая
моторика |
Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе на доске, лежащей на полу; учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; спрыгивает с предмета высотой 10-15 см, приземляется на обе ноги; поднимается и спускается с лестницы; перешагивает небольшие препятствия (высотой20 смприставным шагом); хорошо бросает мяч двумя и одной рукой в разных направлениях; старается попадать в горизонтальную цель; ловит мяч с близкого расстояния; играя, поднимается на носочках, ходит на цыпочках; катается на трехколесном велосипеде, перебирая по полу ногами |
Мелкая
моторика |
Работает с пластилином, глиной, влажным песком; лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует «пальчиковой гуашью»; удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закругленную линию; может попытаться скопировать «крест»; играет мелкими предметами: бусинки складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим, указательным и средним пальцами; хорошо держит ложку и совершает вращательные движения кистью при зачерпывании жидкой пищи; намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ладонями | |
Когнитивное
развитие |
Строит башню из 6-8 кубиков; ориентируется в контрастных величинах по убыванию -возрастанию в пределах 3-4 предметов (кубики, кольца, пирамидки), соотнося их по размерам «больше -меньше», соотносит конфигурации объемных геометрических предметов с их плоскостным изображением — «Почтовый ящик», подбирает крышки к коробкам; .ориентируется в 4 основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета; часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой, бьет молоточком по щечке, стерженьку, «как взрослый мастер»; различает «один -много», начинает с числа «два», «пара»; учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам: «животные», «посуда», «одежда», «мебель» | |
Навыки поведения |
С интересом слушает короткие стихии, рассказы, смотрит по телевизору мультфильмы и детские передачи; внимательно слушает музыку, песни, выражая свое отношение активным, движением или состоянием зачарованности, умиротворения; выражает несогласие со взрослым словом; выполняет указания взрослых «собери , игрушки», понимает слова «хорошо», «плохо»; дает себе оценку «хороший», «красивый»; ребенок начинает воспринимать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используемые им в обиходной речи слова |
|
Навыки самообслуживания | Хорошо держит ложку в ладони и ест аккуратно, не обливаясь; частично одевается и раздевается; самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взрослого – обувь
(без шнурков); может снять расстегнутую одежду; контролирует свои физиологические потребности, сообщая о них определенными словами; подражает элементарным бытовым действиям близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпочкой «лужицу» |
|
Социально-эмоциональное развитие | Играет самостоятельно; проявляет; фантазию; производит несколько последовательных игровых действий, связанных между собой простым сюжетом (начинается «сюжетная игра»); выбирает для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки («параллельная игра»); любит совершать действия, производящие изменения в окружающей среде (включает — выключает свет) | |
Игра | Распознает эмоциональное состояние близких людей, реагирует на них; подражая взрослому, жалеет плачущего ребенка, больное животное;
использует для выражения своих чувств определенные жесты, эмоциональные слова, интонации; эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий, изберет неприятных; событий, ситуаций; злится при ограничении свободы движений; удерживает внимание взрослого или другого ребенка (жестами, улыбками, заглядыванием в глаза) |
|
|
||
Возраст 2 года 6 месяцев -3 года | Общая
моторика |
Меняет темп, на правление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать); самостоятельно удерживать равновесие, спускаясь по наклонной доске; может пройти несколько шагов на цыпочках; подпрыгивает на двух ногах; может несколько мгновений удерживать равновесие, стоя на одной ноге; перепрыгивает и(или) легко перешагивает невысокие препятствия (до 10-15 см); хорошо бросает и «футболит» мяч
|
Мелкая
моторика |
Рисует карандашом, держа его, как взрослый; изображает на бумаге круговые вертикальные и горизонтальные линии, срисовывая, начинает копировать, более сложные формы («круг», «крест»), к З годам рисует человека («головоног»); самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу; ловко складывает и достает мелкие предметы из ящиков, бутылочек; собирает 4-6 формочек, вкладывая в большую; пользуется детскими ножницами
|
|
Когнитивное
развитие |
Строит башенку из большого числа кубиков (до 10шт.); строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу; находит 5-6 парных картинок из 10; вместе со взрослыми играет с разрезными картинками из двух частей; вылавливает магнитной удочкой рыбок и т. п.; может назвать некоторые из 4 основных цветов и некоторые геометрические фигуры в игре; собирает пирамидку из 4-8 колец, учитывая размер; имеет представление о числе (показывает и говорит «1,2,3, много, мало»; называет около 50 изображений по темам: «животные», «люди», «одежда», «транспорт», «мебель»
|
|
Навыки поведения | Использует обиходные предметы по назначению, знает их названия и многие называет самостоятельно; умеет приветствовать людей и употреблять слова «спасибо», «пожалуйста»; соблюдает элементарные правила поведения на улице, в детском саду, дома; поддерживает порядок; проявляет терпение, выполняет указание «подожди»; противопоставляет себя другим, начинает говорить о себе «я»
|
|
Навыки самообслуживания | Быстро одевается и раздевается с помощью взрослого (застегивает 1-2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек); знает, где хранятся одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого; складывает свою одежду на стульчике; по просьбе убирает за собой игрушки и мусор | |
Социально-эмоциональное развитие | Подражает сверстникам в игре; участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки; играет в сюжетно-ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»); проявляет инициативу в игре; возрастает роль воображения и фантазирования в игре («творческая игра»); подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта | |
Игра | Знает свою половую принадлежность; проявляет отзывчивость; управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева»; испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми и при просмотре телевизора и посещении зоопарка и т. п.; воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»; запоминает прежние эмоциональные впечатления
|