РАБОТА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ В НАШЕМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В январе 2023 года в группах «Фантазёры», «Улыбка», «Непоседы» и «Капельки» прошло анкетирование родителей. В ходе опроса выяснилось, что некоторые родители не знают весь объём работы по здоровьесбережению воспитанников в нашем дошкольном учреждении. Предлагаем вашему вниманию обзор данной темы.
Каждый педагог нашего детского сада знает, что здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Мы учим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, личным примером демонстрируем здоровый образ жизни, надеясь, что наши воспитанники будут более здоровыми, развитыми не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Неукоснительным для исполнения в нашем ДОУ являются:
— соблюдение режима дня, способствующего гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающего разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья;
— создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду;
— осуществление личностно-ориентированного подхода к детям;
— построение образовательного процесса в игровой форме с использованием разных видов деятельности;
— осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий;
— обновление и пополнение зоны двигательной активности (физкультурным инвентарём, спортивными игрушками), дорожками здоровья и др.
Основной целью коллектив детского сада считает привитие детям основ здорового образа жизни и осознанного выполнения элементарных правил здоровье сбережения путем формирования понимания необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
Для достижения целей здоровье сберегающих технологий в дошкольном возрасте применяются следующие группы технологий:
Технологии обучения здоровому образу жизни
• Утренняя гимнастика проводится ежедневно с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
• Физкультурные занятия направлены на обучение двигательным умениям и навыкам, укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
• Серия игровых образовательных ситуаций «Основы здорового образа жизни». Они проводятся в свободное время. У детей формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье.
• Игры энергизаторы расширяют представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
• Взаимомассаж тонизирует весь организм. Он проводится в игровой форме. Обыгрывающие массажные движения просты, доступны, возможно использовать в различной обстановке и в любое время…
• Самомассаж — способствуют укреплению умственного и физического здоровья. Аурикулотерапия (массаж ушных раковин); кинезеологические упражнения («гимнастика для ума» перекрестные движения), например, «Лезгинка», «Ухо-нос» и т.д.).
• Активный отдых, прогулки (физкультурный досуг, праздник «День здоровья») во время которых дети в достаточной степени могут реализовать свои двигательные потребности.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
• Динамические паузы проводятся во время ООД, по мере утомляемости детей. Во время их проведения могут включаться элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
• Гимнастика для глаз проводится ежедневно, в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
• Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
• Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
• Релаксация. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется спокойная классическая музыка (например, П.И. Чайковского), звуки природы. Выполнение упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.
• Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Понимаем всю важность максимального пребывания детей на свежем воздухе!
• Гимнастика после дневного сна проводится ежедневно во всех группах. В её комплекс входят упражнения – пробуждения и упражнения на дыхание.
• Для профилактики плоскостопия используется дорожка. Дети с удовольствием ходят по ней. Она прекрасно массажирует, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы.
• Закаливание водой. Умывание, умывание обширное, обливание ног (тела) в летний период. Игры с водой на улице в летний период.
Коррекционные технологии
Сказкотерапия — используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
• Психогимнастика. Во время её тренируется умение регулировать поведенческие реакции, снимается эмоциональное напряжение
• Массаж с природным материалом – грецкими орехами, шишкой, разными крупами и бусами (такой массаж оказывает оздоравливающее влияние на весь организм).
• Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
• Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, повышенной активности. Широко используем музыку для сопровождения образовательной деятельности дошкольников (на ООД по ИЗО-деятельности, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Также музыку используем перед сном, чтобы помочь детям успокоиться и расслабиться.
Занятия и перечисленные виды деятельности проводятся в доброжелательной обстановке, что способствует лучшему восприятию.
Один раз в год проводится углубленный медицинский осмотр воспитанников с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники. Также один раз в год психиатр смотрит подготовку детей подготовительной группы к школьному обучению. Детский сад приветствует приход специалистов медицинских центров для выявления особенностей развития ребёнка.
В нашем ДОУ проводятся занятия по валеологии как силами педагогов ДОУ, так и волонтёрами Ивановской медицинской академии.
В летний период все мероприятия проводятся на свежем воздухе и в рамках сетевого взаимодействия между садами Октябрьского района города Иванова «Отдыхаем вместе!»
Важным фактором в здоровьесбережении детей является насыщенная предметно-пространственная среда. В каждой зоне мы предлагаем детям разнообразный материал, постоянно направляем, советуем, помогаем им. Основные компоненты здорового начала – покой и движение правильно сочетаются в режиме на разных группах.
Крепкий сон — залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Мы стараемся в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
Также в группах с детьми проводятся минутки покоя:
— посидим в тишине с закрытыми глазами;
— ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
— помечтаем под эту прекрасную музыку.
Режим питания – это важное направление в здоровьесбережении воспитанников. Кормление детей в установленные часы строго соблюдается. Сбалансированное 5-разовое питание, витаминное питание в 10.00ч. и соблюдение питьевого режима в группах – условие для хорошего самочувствия и развития детей нашего детского сада.
При воспитании детей любого возраста очень важное значение имеет формирование у них культурно-гигиенических навыков, которое хорошо спланировано, продумано и организовано. Так с раннего детства мы приучаем детей к тому, что такие вещи, как расческа, постель, носовой платок, полотенце, зубная щетка, должны быть индивидуальными. Учитель-дефектолог Бедрина А.А. в 2021году была участником федерального проекта «Помоги мне это сделать самому!» Благотворительного фонда «Разные дети» при участии Президентского гранда. В ходе участия в проекте были получены систематизированные знания по привитию детям навыков самообслуживания, которые помогают педагогам в работе, а детям в освоении материала. В детском саду эффективно работает программа «На здоровье!». Рецензию программе дала доцент кафедры поликлинической педиатрии ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России Ирина Евгеньевна Бабошко. Срок реализации программы с 21.09.2021г. до 20.09.2026г.
Скажем прямо, что система по здоровьесбережению воспитанников подвижна, она пополняется, совершенствуется новыми формами и технологиями при тесном контакте всех участников воспитательно — образовательного процесса.
ФАНТАЗЕРЫ

УЛЫБКА

КАПЕЛЬКИ

НЕПОСЕДЫ

ТЕРЕМОК

КОШКИ-МЫШКИ

СРП «НАЧАЛО»

ВИННИ-ПУХ

 

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.