1.1.5.Принципы построения Программы:
— принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
— принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
— принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
— принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
— принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
— основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
— принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
— принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основные идеи ведущих ориентиров образования детей раннего и дошкольного возраста:
— гарантии полноценного развития ребенка;
— защита его от некомпетентных взрослых;
— регулирование и повышение качества педагогического процесса;
— создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы ДОУ.
Стратегические приоритеты.
Основная общеобразовательная программа опирается на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывает воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, программно-методические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий в системе дошкольного образования. Программа направлена на поддержку основных линий развития, отвечающих своеобразию возраста (развитие воображения, образного мышления, речи и речевого общения, произвольности и др.).
Образовательное содержание, разработано в соответствие с закономерностями возрастного становления детских деятельностей, с приоритетами охраны здоровья и поддержания психосоматического благополучия ребенка.
Основа – это федеральный компонент начального звена, а также социальный заказ от родителей детей дошкольного возраста по выбору того или иного образовательного маршрута своего ребенка.
Функции основной общеобразовательной программы критерии оценки результатов образования – вариативность комплексной и парциальных программы дошкольного образования. Основа – начальные ключевые компетентности ребенка, обеспечивающие формирование «долгодействующих качеств личности» ( Л.В.Трубайчук);
дифференциация основных и дополнительных услуг;
положительная общая самооценка у ребенка;
коммуникативные навыки с взрослыми, сверстниками;
познавательные способности;
психологическая готовность.
На социальном уровне — трансформация статуса «общественное дошкольное образование» в неоднородный институт, избирательно удовлетворяющий образовательные потребности разных слоев общества, развитие сети негосударственных дошкольных организаций, превращение дошкольного воспитания в открытую систему.
Под открытостью в широком смысле понимается стремление идти навстречу изменившимся и особым потребностям семей; готовность к новым формам взаимодействия с семьей, к установлению прочных связей с социумом и интеграцией в его структуру; к демократизации педагогического процесса и к установлению открытых отношений в коллективе педагогов и детей.
На финансово-экономическом уровне:
— введение многоканальной системы финансирования дошкольного образования;
— использование внутренних резервов дошкольного образовательного учреждения, позволяющих снизить расходы на содержание детей;
— предоставление самостоятельности руководителю дошкольного учреждения в вопросах распределения финансовых ресурсов для стимулирования профессионального роста педагогических кадров.
На организационном уровне:
— появление новых образовательных услуг обеспечивающих индивидуальные потребности, ребенка запросы родителей, способствующих повышению охвата детей дошкольным образованием:
— групп кратковременного пребывания;
— смешанные возрастные группы;
— прогулочных групп и т.д.
На программно-методическом уровне:
— широкое использование новых вариантов программного и методического обеспечения раннего и дошкольного возраста;
— интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса детей раннего и дошкольного возраста.